1. НАРЯД ДИКТОРА
2. ЛОКУС КОНТРОЛЯ
5. ОПРОСНИК
8. ФИГУРЫ ИЗ ПУСТОТЫ
9. ПСИХОЛОГИЯ В СТИХАХ
10. АВТОПОРТРЕТ
Очевидцы вспоминают,
что в начале прошлого века, на заре
радиовещания, дикторы радио Би-Би-Си
читали новости в прямом эфире в вечерних
платьях и смокингах.
Зачем дикторы это
делали, ведь радиослушатели их не видели?
2. ЛОКУС КОНТРОЛЯ
Понятие «локус контроля»
характеризует свойство человека
приписывать ответственность за результаты
своей деятельности внутренним или
внешним факторам. Интерналы (люди с
внутренним локусом контроля) считают,
что «человек – сам кузнец своего
счастья», экстерналы – «судьба играет
человеком».
Укажите, какой локус
контроля характерен для персонажей
следующих текстов – внешний или
внутренний.
а) Девятилетний Артем
в оживленной игре с друзьями порвал
новую куртку. Маме он объяснил случившееся
тем, что его на перемене «толкнул
одноклассник-хулиган, из-за чего он
отлетел к стене, сильно ушибся, да еще
и напоролся на гвоздь».
б) Победитель школьного тура
олимпиады по математике, лучший ученик
гимназии стал участником городской
олимпиады, но с заданиями справился
хуже, чем ожидал. Он тяжело переживал,
что его знаний и талантов оказалось
недостаточно для решения олимпиадных
задач. На вопросы о причинах своего
«провала» Егор отвечал, что ему не
хватило времени, чтобы «дописать»
оригинальное решение одной из задач:
он не хотел решать ее стандартным
способом, а хотел предложить нечто
принципиально новое, но не успел.
в) Витя уже в который раз опаздывает
на свидание к Даше: то он забудет выключить
газ на кухне и ему приходится возвращаться;
то он попадает в пробку на дороге; то
приходится вызывать слесаря, потому
что прорвало трубу; то он забывает, что
у него в этот день есть четвертая пара.
г) Павел Иванович на Международный
женский день решил подарить своей дочери
будильник, так как она часто опаздывала
на учебу. Но история опозданий продолжается.
Теперь дочь в своих опозданиях винит
будильник, который «хочет - звонит, хочет
- не звонит».
д) Нина Васильевна спешила на
трамвай и не заметила, что переходит
дорогу в неположенном месте. Вследствие
этого она попала в больницу с переломом
ноги. Лежа на больничной койке, женщина
в который раз сетовала, что не зашла в
магазин на остановке: «Ну и что, что
уехала бы следующим трамваем, но здоровье
бы сохранила».
- 3. МЕТОДЫ ЗАУЧИВАНИЯ
Девятиклассница
решила выяснить, какой метод заучивания
стихов окажется более эффективным:
целостный или частичный. Первый требовал
заучивания стихотворного отрывка
целиком – от первой строфы до последней
с повторением каждый раз того, что уже
заучили. При использовании второго
метода стихотворный фрагмент разбивался
на части, целиком он «собирался», когда
все отдельные части были заучены.
В качестве
материала для заучивания использовались
фрагменты поэм «Кавказский пленник»,
«Бахчисарайский фонтан» А.С.Пушкина,
«Мцыри» М.Ю. Лермонтова и «Кому на Руси
жить хорошо» Н.А. Некрасова
Ознакомьтесь
с результатами эксперимента, проведенного
ученицей. Какой метод заучивания оказался
более эффективным? Объясните, почему.
Таблица результатов
заучивания
целостным и частичным
методами
- № поэмыКоличество строкВремя заучивания, минМетод170220
Целостный 293350362160Частичный 4114310
- 4. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ
Согласно Альберту Эллису, каждому
человеку свойственны иррациональные
установки или «неразумные» убеждения,
которые не соответствуют реальности.
Именно эти установки порождают
иррациональные переживания и неадекватное
поведение. Примеры таких установок: «Я
должен превосходить других», «Люди
должны быть справедливы» или «Профессию
надо выбирать на всю жизнь».
Приведите 5 таких
иррациональных убеждений из опыта своей
школьной жизни. Укажите, к каким рискам
(неблагоприятным последствиям) может
привести следование каждому из приведенных
вами иррациональных убеждений.
Укажите личностное
качество, которое выявляется с помощью
приведенного ниже опросника. Какой
вопрос, на ваш взгляд, является «лишним»
(направленным на выяснение другого
качества)? Обоснуйте ответ.
- 1. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.
- 2. Меня очень волнует, что одноклассники будут смеяться, если я ошибусь.
- 3. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение.
- 4. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей.
- 5. Прижатый к стенке, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
На уроке математики
дети упражнялись с числами, пытаясь
получить из трех чисел (a,
b,
c)
четвертое (d)
за меньшее число операций.
Первые три примера дети решили вместе
с учителем, а остальные – самостоятельно.
Учитель, собрав тетради, у 90% учащихся
увидел приведенную ниже таблицу. «Я
ожидал совсем другого!» – воскликнул
учитель с огорчением.
Пример
|
a
|
b
|
c
|
d
|
Решение
|
1
|
49
|
3
|
40
|
49 – 3 – 3 – 3 = 40 | |
2
|
21
|
127
|
3
|
100
|
127 – 21 – 3 – 3 = 100 |
3
|
14
|
163
|
25
|
99
|
163 – 14 – 25 – 25 = 99 |
4
|
9
|
42
|
6
|
21
|
42 – 9 – 6 – 6 = 21 |
5
|
20
|
59
|
4
|
31
|
59 – 20 – 4 – 4 = 31 |
6
|
23
|
49
|
3
|
20
|
49 – 23 – 3 – 3 = 20 |
7
|
15
|
39
|
3
|
18
|
39 – 15 – 3 – 3 = 18 |
8
|
28
|
76
|
3
|
25
|
76 – 28 – 3 – 3 = 25 |
Можно ли считать, что
дети справились с заданием? Дайте
психологическое объяснение обнаруженному
учителем факту.
7. ИМЕТЬ
ИЛИ БЫТЬ
Эрих Фромм, работая в Мексике,
обратил внимание на любопытный факт,
«…что память людей неграмотных или
редко прибегающих к письму намного
превосходит память хорошо образованных
жителей развитых стран» (Фромм Э. Иметь
или быть. – М., 2009).
Проинтерпретируйте высказывание
Фромма. Какие два вида памяти (вспоминания)
он различает?
Если
некоторое время смотреть на обои с
неопределенным рисунком, слегка
расфокусировав взгляд, бессмысленные
сплетения линий, узора или элементы
тиснения начинают восприниматься как
нечто осмысленное.
Проведите
опыт. Дайте психологическое объяснение
феномену.
9. ПСИХОЛОГИЯ В СТИХАХ
- «...Кладовая. Подземелье.
- Жизнь как попало сброшена туда.
- Спят на приколе мертвые суда,
- Недвижные, не сдвинутые с мели…» (Павел Антокольский, «Память»)
Выберите один психический
процесс из следующих: восприятие,
внимание, воображение, мышление. Создайте
краткое (4-8 строк) стихотворение, которое
в метафорической форме описывает этот
психический процесс.
Рассмотрите историю
в картинках Херлуфа Бидструпа
«Автопортрет». Дайте краткий
психологический портрет героя.
Какие советы по
взаимодействию с ним вы дали бы его
непосредственному начальнику? Приведите
не менее пяти советов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий