вторник, 28 октября 2014 г.

Олимпиадные задания для 8 - 9 классов (для общего развития)

1. НАРЯД ДИКТОРА
Очевидцы вспоминают, что в начале прошлого века, на заре радиовещания, дикторы радио Би-Би-Си читали новости в прямом эфире в вечерних платьях и смокингах.
Зачем дикторы это делали, ведь радиослушатели их не видели?

2. ЛОКУС КОНТРОЛЯ
Понятие «локус контроля» характеризует свойство человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внутренним или внешним факторам. Интерналы (люди с внутренним локусом контроля) считают, что «человек – сам кузнец своего счастья», экстерналы – «судьба играет человеком».
Укажите, какой локус контроля характерен для персонажей следующих текстов – внешний или внутренний.
а) Девятилетний Артем в оживленной игре с друзьями порвал новую куртку. Маме он объяснил случившееся тем, что его на перемене «толкнул одноклассник-хулиган, из-за чего он отлетел к стене, сильно ушибся, да еще и напоролся на гвоздь».
б) Победитель школьного тура олимпиады по математике, лучший ученик гимназии стал участником городской олимпиады, но с заданиями справился хуже, чем ожидал. Он тяжело переживал, что его знаний и талантов оказалось недостаточно для решения олимпиадных задач. На вопросы о причинах своего «провала» Егор отвечал, что ему не хватило времени, чтобы «дописать» оригинальное решение одной из задач: он не хотел решать ее стандартным способом, а хотел предложить нечто принципиально новое, но не успел.
в) Витя уже в который раз опаздывает на свидание к Даше: то он забудет выключить газ на кухне и ему приходится возвращаться; то он попадает в пробку на дороге; то приходится вызывать слесаря, потому что прорвало трубу; то он забывает, что у него в этот день есть четвертая пара.
г) Павел Иванович на Международный женский день решил подарить своей дочери будильник, так как она часто опаздывала на учебу. Но история опозданий продолжается. Теперь дочь в своих опозданиях винит будильник, который «хочет - звонит, хочет - не звонит».
д) Нина Васильевна спешила на трамвай и не заметила, что переходит дорогу в неположенном месте. Вследствие этого она попала в больницу с переломом ноги. Лежа на больничной койке, женщина в который раз сетовала, что не зашла в магазин на остановке: «Ну и что, что уехала бы следующим трамваем, но здоровье бы сохранила».
3. МЕТОДЫ ЗАУЧИВАНИЯ
Девятиклассница решила выяснить, какой метод заучивания стихов окажется более эффективным: целостный или частичный. Первый требовал заучивания стихотворного отрывка целиком – от первой строфы до последней с повторением каждый раз того, что уже заучили. При использовании второго метода стихотворный фрагмент разбивался на части, целиком он «собирался», когда все отдельные части были заучены.
В качестве материала для заучивания использовались фрагменты поэм «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» А.С.Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова и «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова
Ознакомьтесь с результатами эксперимента, проведенного ученицей. Какой метод заучивания оказался более эффективным? Объясните, почему.

Таблица результатов заучивания
целостным и частичным методами
№ поэмы
Количество строк
Время заучивания, мин
Метод
1
70
220
Целостный
2
93
350
3
62
160
Частичный
4
114
310
4. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ
Согласно Альберту Эллису, каждому человеку свойственны иррациональные установки или «неразумные» убеждения, которые не соответствуют реальности. Именно эти установки порождают иррациональные переживания и неадекватное поведение. Примеры таких установок: «Я должен превосходить других», «Люди должны быть справедливы» или «Профессию надо выбирать на всю жизнь».
Приведите 5 таких иррациональных убеждений из опыта своей школьной жизни. Укажите, к каким рискам (неблагоприятным последствиям) может привести следование каждому из приведенных вами иррациональных убеждений.  

5. ОПРОСНИК
Укажите личностное качество, которое выявляется с помощью приведенного ниже опросника. Какой вопрос, на ваш взгляд, является «лишним» (направленным на выяснение другого качества)? Обоснуйте ответ.
1. Я могу подавить свои желания, если они противоре­чат желаниям моих товарищей.
2. Меня очень волнует, что одноклассники будут смеяться, если я ошибусь.
3. Мне нравится высказывать кому-либо свое располо­жение.
4. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди то­варищей.
5. Прижатый к стенке, я говорю лишь ту долю прав­ды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзь­ям и знакомым.
6. УПРАЖНЕНИЯ С ЧИСЛАМИ
На уроке математики дети упражнялись с числами, пытаясь получить из трех чисел (a, b, c) четвертое (d) за меньшее число операций. Первые три примера дети решили вместе с учителем, а остальные – самостоятельно. Учитель, собрав тетради, у 90% учащихся увидел приведенную ниже таблицу. «Я ожидал совсем другого!» – воскликнул учитель с огорчением.

Пример
a
b
c
d
Решение
1
49
3

40
49 – 3 – 3 – 3 = 40
2
21
127
3
100
127 – 21 – 3 – 3 = 100
3
14
163
25
99
163 – 14 – 25 – 25 = 99
4
9
42
6
21
42 – 9 – 6 – 6 = 21
5
20
59
4
31
59 – 20 – 4 – 4 = 31
6
23
49
3
20
49 – 23 – 3 – 3 = 20
7
15
39
3
18
39 – 15 – 3 – 3 = 18
8
28
76
3
25
76 – 28 – 3 – 3 = 25

Можно ли считать, что дети справились с заданием? Дайте психологическое объяснение обнаруженному учителем факту.

7. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ
Эрих Фромм, работая в Мексике, обратил внимание на лю­бопытный факт, «…что память людей неграмотных или редко прибегающих к письму намного превосходит память хорошо образованных жителей развитых стран» (Фромм Э. Иметь или быть. – М., 2009).
Проинтерпретируйте высказывание Фромма. Какие два вида памяти (вспоминания) он различает?

8. ФИГУРЫ ИЗ ПУСТОТЫ
Если некоторое время смотреть на обои с неопределенным рисунком, слегка расфокусировав взгляд, бессмысленные сплетения линий, узора или элементы тиснения начинают восприниматься как нечто осмысленное.
Проведите опыт. Дайте психологическое объяснение феномену.

9. ПСИХОЛОГИЯ В СТИХАХ
«...Кладовая. Подземелье.
Жизнь как попало сброшена туда.
Спят на приколе мертвые суда,
Недвижные, не сдвинутые с мели…» (Павел Антокольский, «Память»)
Выберите один психический процесс из следующих: восприятие, внимание, воображение, мышление. Создайте краткое (4-8 строк) стихотворение, которое в метафорической форме описывает этот психический процесс.

10. АВТОПОРТРЕТ
Рассмотрите историю в картинках Херлуфа Бидструпа «Автопортрет». Дайте краткий психологический портрет героя.
Какие советы по взаимодействию с ним вы дали бы его непосредственному начальнику? Приведите не менее пяти советов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий