Уважаемые старшеклассники, кто не участвовал в олимпиаде по психологии,
вы можете выполнить задания для общего развития своей личности!
Олимпиада «Психология без границ» задание для 10-11 классов1. ЖИТЕЙСКАЯ ИЛИ НАУЧНАЯ
Отнесите каждую из приведенных характеристик к области житейской
(А) или научной (Б) психологии:
1. знания конкретны;
2. знания рациональны;
3. основана на эксперименте;
4. малый эмпирический материал;
5. конструктивное разрешение противоречий;
6. интуитивный характер;
7. основана на наблюдении;
8. терпима к противоречиям.
2. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ
Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные
позиции по отношению друг к другу: Родитель, Взрослый и Ребенок.
Ребенок — проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется,
шалит, любознателен, креативен, проявляет беспомощность, задает вопросы:
«Почему я?», извиняется в ответ на замечания. Родитель — требует,
оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует.
Взрослый — работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет
ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.
Укажите, какие из приведенных ниже высказываний принадлежат
Родителю, какие – Взрослому, какие – Ребенку.
1. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
2. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь
своих детей.
3. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
4. Мне бы понравилось быть воспитателем.
5. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому.
6. Каждый должен выполнять свой долг.
7. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
8. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
9. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.
10. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
3. ИНЬ И ЯНЬ
Как называется явление в области чувств, проявившееся в
приведенных ниже примерах?
«…Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно
не о чем было плакать, но он готов был плакать…» (Л.Н.Толстой, «Война и
мир»).
«Я так сильно люблю своих детей и хочу помочь им, что меня просто
жутко раздражает то, что они отвергают мою помощь» (из беседы).
Олимпиада «Психология без границ» задание для 10-11 классов
2
4. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Какие закономерности восприятия стоят за фактами, изложенными
в тексте?
Чтобы безопасно перейти дорогу, в Италии лучше всего взять под руку
красивую блондинку со стройными ножками, в Великобритании – идти с
собакой на поводке, в США – нести на руках ребенка, во Франции – делать
вид, что вы увлечены чтением газеты на ходу, а в Германии – облачиться в
офицерскую форму или переходить дорогу с генералом.
5. ШИМПАНЗЕ И МАЛЬЧИК
Ознакомьтесь с приведенными ниже отрывками.
1) Шимпанзе Рафаэль, чтобы
переправиться с плота на плот,
пользовался шестом как опорой или как
мостом. Рафаэль на лодке переплывал на
третий плот, чтобы там взять этот шест.
Вопреки инстинктивной боязни огня он
научился заливать водой огонь, горевший
перед ящиком с приманкой (правда, не догадываясь при этом зачерпнуть
воды из озера)
2) В конце 20-х годов в Харькове А.В.Запорожец проводил серию
экспериментов. В одном из опытов мальчик Вася никак не мог использовать
линейку для того, чтобы достать высоко лежащий предмет. Когда
экспериментатор сказал ему: «Что ты все прыгаешь, лучше бы подумал, как
это достать!», Вася убедительно ему ответил: «Некогда думать, доставать
надо!»
Чем схоже поведение Рафаэля и Васи?
Для какого возраста поведение ребенка, описанное во втором
отрывке, скорее правило, чем исключение? Объясните, почему.
6. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Разбейте пословицы на две смысловые группы. Сформулируйте
одной фразой психологический смысл каждой группы.
А) Слова хороши, если они коротки.
Б) Где слова редки, там они вес имеют.
В) Говори мало, слушай много, а думай еще больше.
Г) Коротко, да ясно.
Д) Глупые речи, что пыль на ветру.
Е) Долго думал, да хорошо сказал.
Ж) Язык длинный, мысли короткие.
З) Язык болтает, а голова отвечает.
Олимпиада «Психология без границ» задание для 10-11 классов
3
7. АФОРИЗМЫ
Укажите качество характера, соответствующее каждому афоризму.
А) Пришел, увидел, победил
Б) Разделяй и властвуй
В) Ты умеешь побеждать, но не умеешь пользоваться победой
Г) Горе побежденным!
Д) Цель оправдывает средства
8. ПРИЕМЫ ВООБРАЖЕНИЯ
Какие приемы воображения (комбинирование, аналогия,
гиперболизация, преувеличение и преуменьшение, придача)
использованы в примерах 1-5?
1. Русалка, избушка на курьих ножках, кентавр
2. Гулливер, многоголовый дракон
3. Сапоги-скороходы
4. Леонардо да Винчи, наблюдая за полетом птиц, создал «орнилет»–
летательный аппарат с машущими крыльями.
5. Я однажды видел сам:
Як летел по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани,
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы удил…
Я не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне. (Виктор Лунин)
9. ОБОРОТНАЯ СТОРОНА
Позитивный взгляд на проблему (позитивная интерпретация, согласно
Н.Пезешкиану) помогает человеку в каждом минусе увидеть свой плюс.
Например, боль – не мучительная неизбежность, а полезный сигнал о
неблагополучии какого-то органа, позволяющий принять своевременные
меры к его лечению.
Приведите не менее пяти развернутых аргументов (3-5
предложений каждый) в пользу одиночества.
Олимпиада «Психология без границ» задание для 10-11 классов
4
10. ВЫСШАЯ ТОЧКА
Опишите психологический портрет героя комикса Херлуфа
Бидструпа «Высшая точка». Изменилось ли отношение к людям
подобного склада личности в современном обществе? Обоснуйте свою
позицию (не менее 10 предложений).
Комментариев нет:
Отправить комментарий