воскресенье, 23 января 2011 г.

Мониторинг предпрофильных классов

Деятельность педагога психолога в процессе сопровождения развития самосознания детей подросткового возраста,
с учётом особенностей самосознания детей
с разными образовательными возможностями.

  К психологическому сопровождению образовательного процесса в профильной школе неоднократно предъявлялась просьба выявления надежных критериев готовности учащихся к обучению на повышенном образовательном уровне. Данный вопрос возник в связи с тем, что индивидуальные особенности развития нервно - психических функций оказывают влияние на успешность освоения сложных программ обучения и степень напряжения механизмов адаптации. Поэтому своевременная оценка целого комплекса индивидуальных особенностей ученика и выдача соответствующих рекомендаций играют важную роль.  Наша школа более шести лет является профильной и, начиная с восьмого класса, в рамках предпрофильного сопровождения, а затем профильного учащиеся оформляют индивидуальную карту развития личности, которая является «Я – Концепцией» то есть программой самосознания, самоопределения и саморазвития.
   Цель предпрофильного сопровождения: содействие социально – психологической адаптации подростков, помощь в самоопределении учащихся, проектирование индивидуальных планов саморазвития.
Задачи: оказать эффективную психологическую поддержку в самоопределении учащимся 8 - 9 классов;  открыть ребятам перспективу в дальнейшем личностном развитии; помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
   В результате учащиеся уже во втором полугодии девятого класса имеют индивидуальную карту предпрофильного сопровождения с собственным выводом относительно ближайшего будущего в профильной школе. С учётом личностных особенностей каждого учащегося, с ним и его родителями официально утверждается индивидуальный учебный план (ИУП) на следующий учебный год.
   Социальная психологическая служба гимназии подобрала комплект развивающих диагностических материалов, используемых на занятиях в 8 и 9-ых предпрофильных классах, с целью: оказания помощи в самоопределении, проектировании индивидуальных планов развития личности.
   Диагностика является одним из основных средств, направленных на реализацию самосознания и самоопределения школьников. При организации и осуществлении предпрофильной подготовки учащихся охватывается ряд сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности:
             I.      Психологическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы).
          II.      Мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии).
       III.      Характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру).
      IV.      Эмоционально – волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности).
         V.      Интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности).
      VI.      Социально – психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми, социально – профессиональная адаптированность).
   Методики не повторяются, но часть из них нацелена на исследование идентичных параметров. За год школьники могли поменять своё отношение к оценке одних и тех же  показателей. Материалы подобраны с учётом всех психологических сфер, важных для изучения ресурсов личности на пути от самопознания до самоопределения с целью дальнейшего успешного саморазвития в профильной школе.
Материалы для  восьмиклассников:
1.        Анкета интересов, с целью: предварительной активизации мотивов индивидуальных склонностей и способностей.
2.        Методика «Мотивы выбора профессии», с целью: определения склонностей и интересов при профессиональном самоопределении.
3.        Тест «Как развита ваша фантазия», с целью: оценить уровень творческого потенциала.
4.        Тест «Насколько развита ваша воля», с целью: определения возможностей волевой регуляции в деятельности.
5.        Тест межполушарной асимметрии, с целью выявления психических и поведенческих проявлений свойств нервной системы.
6.        Методика Йовайши, с целью: выявления уровня склонностей к различным видам работ.
7.        Дифференциальный диагностический опросник, с целью: выявления сферы профессиональных интересов через отношение личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру.
8.        Методика «Интеллектуальная лабильность», с целью определения сформированности интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности.
9.        Методика темпераментных характеристик по Айзенку, с целью: изучения черт характера, коммуникативных и эмоциональных качеств личности.
10.    Идеографический тест «Рисунок человека из геометрических форм», с целью: выявления индивидуальных особенностей психофизического и эмоционального состояния личности и типологических особенностей.
Материалы для  девятиклассников:
1.       Тест «Оценка творческого потенциала», цель: обозначить самостоятельно границы показателей качества творческого потенциала.
2.       Тест «Преобладания способностей», цель: выявить акценты в одном или нескольких направлениях в развитии и преобладании способностей.
3.        Тест «Организаторские способности», цель: оценить уровень организаторских способностей и навыков.
4.       Анкета «Ориентация», цель: соотнести свои способности со своими желаниями в разных видах деятельности, то есть желаемое и действительное.
5.       Методика «Матрица выбора профессии», цель: определить профессиональные предпочтения путём соотнесения объекта деятельности с видом деятельности.
6.       Методика Голомштока «Карта интересов», цель: выделить научные области либо профессиональные отрасли и направления предпочитаемые и отвергаемые.
7.       Тест Холланда «Определение типа личности», цель: соотнести предпочтения учащегося с тем или иным видом профессиональной среды.
8.       Опросник Кейрси «Формула профессионального типа», цель: определение функционального типа на основе свойств темперамента.
9.       Характерологический опросник Леонгарда «Что вы знаете о себе», цель: выявление акцентуаций характера личности, то есть присущих черт личности.
10.   Тест Люшера «Выбор цвета», с целью: определение психофизического эмоционального состояния.
   В итоге предпрофильное сопровождение позволяет учащимся и их родителям определиться с дальнейшей образовательной траекторией  ребёнка самостоятельно. Основным условием успешности адаптационного процесса является сохранение психического и физического здоровья, профильное дифференцированное обучение предполагает эффективную социальную адаптацию, а система психолого – педагогического сопровождения развития субъектной позиции каждого учащегося гимназии позволяет учитывать его индивидуальные особенности и тем самым сохранить его психическое и физическое здоровье.
   В гимназии №13 уже четыре года старшеклассники обучаются по индивидуальным учебным планам (ИУПам). Осуществляемая профильная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, - создает условия для допрофессиональной подготовки и социально - психологической адаптации.
   Профильное обучение способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора. Между личностными особенностями и особенностями адаптации существует явная связь. Важно понимать, что же является социальной адаптацией, а это приспособление человека к условиям социальной среды, что предполагает:
1)  адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
2)  адекватную систему отношений и общения с окружающими;
3)  способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
4)  способность к самообслуживанию и самоорганизации;
5) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
   Мониторинг образовательной среды позволяет сделать вывод, что в течение четырёх лет самоопределение старшеклассников позволяет этап адаптации в старшей школе проживать значительно успешнее.
30.01.2011 год
Е. Н. Мутли

Комментариев нет:

Отправить комментарий