воскресенье, 23 января 2011 г.

Итоги адаптации в 10-ых классах.

Аналитическая справка и психолого - педагогическое заключение
по результатам мониторинга адаптации учащихся десятых классов
за 2010 – 2011 учебный год.

      Диагностическое обследование проводилось во второй четверти, в период с 20 ноября по 18 декабря 2010 года.
 Обследованием охвачено: в 10А – 23 (-5) человек, в 10Б – 20 (-6), в 10В – 21 (-7) человек, в 10Г – 17 (-9), всего продиагностирован – 81 учащийся из 108. 
 В течение января, при условии обеспечения явки классными руководителями, будут обследованы учащиеся, которые отсутствовали на момент тестирования (списки в приложении). Обследование 100% учащихся позволит СПС и педагогическому коллективу эффективно  индивидуально сопровождать каждого десятиклассника.    Количество охваченных обследованием учащихся превышает две трети от общего числа, следовательно, результаты мониторинга можно считать объективными.
 Для обследования использовались следующие диагностические материалы:
1.        Опросник САН общего психо – физического состояния, с целью определения уровня самочувствия, активности и настроения, с точки зрения ученика, для индивидуального контроля и сопровождения психофизического здоровья учащихся;
2.        Опросник Спилберга личной и ситуативной тревожности, с целью определения уровня психоэмоциональной нестабильности и стрессоустойчивости по причинам индивидуальных особенностей, либо в зависимости от школьного социума;
3.        Характерологический опросник Леонгарда, с целью определения индивидуальных особенностей характера, его сформированности и уровня психоэмоционального комфорта либо стресса у каждого учащегося и в классах, по параллели;
4.        Анкета школьной учебной мотивации, с целью определения уровня заинтересованности в обучении и психоэмоционального комфорта;
5.        Анкета отношения к ИУПам и к обучению в 10 классе, с целью определения уровня психоэмоционального комфорта и отношения к новой образовательной среде;
6.        Опрос рейтинга деятельности и принятия классных руководителей, с целью определения уровня качества деятельности по сопровождению учащихся в гимназическом социуме, с точки зрения учащегося, как субъекта образовательного процесса;
7.        Социометрия классного коллектива, с целью определения сформированности коллектива, уровня взаимоотношений между учащимися, навыков общения каждого ученика и группы риска по выстраиванию коммуникаций и по  возникновению конфликтных ситуаций;
8.        Анкета рейтинга предметов, с целью определения уровня значимости и способности усваивать предметы учащимися;
9.        Анкета рейтинга деятельности учителей, с целью определения уровня - качества преподавания предмета учителем, с точки зрения учащегося, как субъекта образовательного процесса;
10.   Анкета удовлетворённости школьной средой и её оптимизации, с целью определения уровня комфорта жизнедеятельности в гимназическом социуме.
    
   Набор диагностических материалов достаточно велик, как и увеличивается объём переработки данной информации. Но, такое количество методик позволяет сделать сравнительный анализ одной и той, же проблемы с разных сторон. Подобный подход исключает риски диагностических ошибок, процент которых варьируется до 1\3 от всех материалов.
   Данные, полученные из диагностических материалов, были занесены в таблицы каждого класса, индивидуально по каждому ученику, затем вычислены проценты отклонений от среднего показателя (нормы) от всего классного коллектива.
   Полученные результаты позволяют судить: довольны, недовольны или частично довольны десятиклассники образовательным процессом, гимназическим социумом, школьной средой. Также взрослые, сопровождающие развитие и образование учащихся, получают максимум информации о проблемах детей (различные группы риска). Всё это даёт возможность профессионально, эффективно, личносто-ориентированно выстраивать образовательную деятельность.

Тревожность и психофизическое состояние.
   Такие методики как: опросник САН (общего психофизического состояния) и
опросник Спилберга (личной и ситуативной тревожности) проводились фронтально в третий раз, следовательно, есть возможность сравнить показатели за три года, полученные результаты позволяют качественнее осуществить индивидуальное сопровождение развития старшеклассников и состояние их самочувствия.

Методика
САН
психо-физическое состояние
Спилберг
тревожность
Характеристика

2010 – 2011
учебный год

Класс
самочувствие
активность
настроение
общее
состояние
ситуативная тревожность
личная тревожность
общая тревожность
10 А
17
17
4
13
14
9
14
10 Б
5
25
0
0
0
10
20
10 В
4
13
4
4
4
9
23
10 Г
12
0
12
6
13
7
33
Средний показатель
9%
14%
5%
6%
8%
9%
22%

Методика
САН
психо-физическое состояние
Спилберг
тревожность
Характеристика


Учебный год
самочувствие
активность
настроение
общее
состояние
ситуативная тревожность
личная тревожность
общая тревожность
2008 - 2009
19 %
18 %
16 %
15 %
13 %
15 %
8 %
2009 - 2010
15 %
10 %
7 %
10 %
5 %
13 %
13 %
2010 - 2011
9%
14%
5%
6%
8%
9%
22%

 Вывод
   Общее психофизическое состояние десятиклассников находится на положительно высоком уровне, и показатель в сравнении за три года снизился до 6%. Но уровень общей тревожности повысился, в сравнении за три года, в три раза до 22%. А это почти,  каждый четвёртый ребёнок в параллели чувствует себя недостаточно комфортно. Этот факт является показателем для координации действий всего педагогического коллектива. 78% учащихся десятых классов находятся в ситуации психоэмоциональной комфортности (в прошлом году – 87%).
   В дополнительной таблице показаны фамилии десятиклассников «группы риска» по разным показателям. Отдельно в таблице показаны дети с регулярными приступами головной боли (списки в приложении). СПС в январе сверит данные с заключениями медперсонала и, если будет необходимость, учащихся направят на консультацию врача невролога.

Характерологические особенности и стрессоустойчивость.
  Методику Леонгарда мы используем в течение семи лет, она позволяет выявить уровень стрессоустойчивости и сформированность характера, также по уровню комфортности косвенно позволяет проследить качество и преемственность деятельности педагогов, правильность выбора ИУПа учащимися и их родителями.

Проблемы в характерологических, личностных особенностях
 и стрессоустойчивости учащихся.

Класс
Нет устойчивой сформирован-
ности характера
Предстрессовое состояние

Стрессовое состояние
Приступы отчаяния
Суицидальные мысли
10А
30%
17%
4%
39%
13%
10Б
25%
25%
15%
45%
25%
10В
32%
5%
5%
27%
5%
10Г
35%
18%
12%
47%
29%
Средний
результат
30%
16%
9%
39,5%
18%

Таблица сравнения показателей параллелей десятых классов за три года.

Учебный год
Показатели
2008 - 2009
10 классы
2009 - 2010
10 классы
2010 - 2011
10 классы
характер сформирован
91%
76%
70%
нет устойчивой сформированности характера
9%
24%
30%
состояние эмоциональной комфортности
52%
73%
75%
предстрессовое состояние
29%
10%
16%
стрессовое состояние
19%
17%
9%
  Вывод 
   Сравнивая показатели видно, что процент сформированности особенностей характера снижается. Если проследить гендерные особенности, то характер не сформирован у 32% девушек и 68% юношей (из 30% в параллели). Такие показатели закономерны, физиологическое взросление юношей происходит медленнее, чем девушек того же астрономического возраста.
   Чем обусловлено снижение степени физиологического взросления, пока сказать сложно. Возможно, это защитная реакция подросткового организма на «агрессивную среду», каковой может являться «мир взрослых» с их экономическим кризисом, ростом цен и т.п.
    Радует тот факт, что по результатам данной методики состояние эмоциональной комфортности, в сравнении за три года увеличилось до 75%.  Если сравнить с показателем психоэмоциональной комфортности в предыдущей методике, то результаты близки (78%). Сравнение показателей общей тревожности (22%) и  предстрессового и стрессового состояния (25%) так, же даёт примерно равный результат. См. списки в приложении. Следовательно, корреляция подтверждает правдивость (точность) полученных результатов. Примерно 77% десятиклассников внутренне нацелены на позитивное развитие.

 Отношение к школе

Отношение
 к школе
довольны
частично довольны
недовольны
10 А класс
61
39
0
10 Б класс
53
41
6
10 В класс
67
28
5
10 Г класс
57
43
0
Средний показатель
59%
38%
3%

Отношение
 к школе
довольны
частично довольны
недовольны
2007 – 2008 учебный год
51%
45%
4%
2008 – 2009 учебный год
59%
40%
1%
2009 – 2010 учебный год
80%
20%
0%
2010 – 2011 учебный год
59%
38%
3%
   Вывод
   Уровень удовлетворённости школой в среднем 59%. Если сравнивать результат за четыре года, прослеживается стабильность показателей, а это хороший результат. Исключением являются результаты прошлого учебного года, когда в старшую школу перешла малочисленная параллель (легче осуществить индивидуальный подход). При делении ответов на «довольны» и «недовольны», получается: 78% на 22%. Показатель группы риска по психоэмоциональной комфортности - стабилен.

Отношение к учёбе

Отношение
 к учёбе
довольны
частично довольны
недовольны
10 А класс
61
39
0
10 Б класс
53
35
12
10 В класс
50
33
17
10 Г класс
64
36
0
Средний показатель
57%
36%
7%

Отношение
 к учёбе
довольны
частично довольны
недовольны
2007 – 2008 учебный год
61%
36%
3%
2008 – 2009 учебный год
40%
52%
8%
2009 – 2010 учебный год
67%
30%
3%
2010 – 2011 учебный год
57%
36%
7%
   Вывод
    Сравнение показателей классов, позволяет сделать вывод, что самая высокая заинтересованность в обучении в 10 Г классе, но и у них же самый высокий процент (33%) общей тревожности. Учащиеся 10 Г класса больше всего боятся не соответствовать ожиданиям! В данном случае важно не «отбить желание» учиться и, учитывая особенности подростков этого класса, можно «несправедливо» поставить оценку в пользу ученика, похвалить, придумать систему поощрений, чтобы у него был стимул стараться дальше. Уже давно не секрет, что положительный стимул повышает мотивацию к действию, переходящему в устойчивую привычку. Отрицательное воздействие заставляет человека избегать ситуации неприятности, приспосабливаться, хитрить. На втором месте по учебной мотивации учащиеся 10 А класса.
   Больше всего снижены показатели учебной мотивации в 10 В классе. 17% учащихся недовольны учебным процессом, но в этом классе самый высокий процент принятия ИУПов и высокий уровень стрессоустойчивости, следовательно, есть проблема, но пока не ясна причина.
   В общем, десятиклассники высоко замативированы  на обучение. Цель введения ИУПов -  создание эффективного, индивидуального образовательного пространства и повышение учебной мотивации – достигнута! Уровень заинтересованности в обучении высок.
Отношение к ИУПам

Отношение
 к ИУПам
довольны
частично довольны
недовольны
10 А класс
50
28
22
10 Б класс
59
18
24
10 В класс
56
28
17
10 Г класс
50
29
21
Средний показатель
54%
26%
20%

Отношение
 к ИУПам
довольны
частично довольны
недовольны
2007 – 2008 учебный год
52%
30%
18%
2008 – 2009 учебный год
52%
30%
18%
2009 – 2010 учебный год
77%
23%
0%
2010 – 2011 учебный год
54%
26%
20%
   Вывод
   Из показателей таблицы видно, что процент неприятия ИУПов достаточно высок. Примерно, 80% десятиклассников находят данную оптимизацию учебного процесса удачной либо частично приемлемой.  Считаю, что следует рассмотреть, хотя бы часть предложений ребят, по улучшению гимназической среды, относительно учебного процесса, это позволит увеличить процент удовлетворённости.

Отношение к 10 классу в сравнении с 9 классом

Отношение
 к 10 классу, сравнивая с 9
довольны
частично довольны
недовольны
10 А класс
56
44
0
10 Б класс
53
29
18
10 В класс
44
50
6
10 Г класс
27
64
9
Средний показатель
45
47
8

Отношение
 к 10 классу сравнивая с 9
довольны
частично довольны
недовольны
2006 – 2007 учебный год
40%
40%
20%
2007 – 2008 учебный год
51%
36%
13%
2008 – 2009 учебный год
59%
25%
16%
2009 – 2010 учебный год
77%
20%
3%
2010 – 2011 учебный год
45%
47%
8%

  Вывод
   Из таблицы видно, что уровень «ностальгии» по 9 классу в среднем 8% - достаточно низок. В среднем свыше 90% ребят устраивает новое образовательное пространство, либо устраивает частично и они не испытывают дискомфорта.
   Наибольшее число претензий (64%) у учащихся 10 Г класса, но именно этот коллектив был более всего переформирован и пополнен вновь прибывшими учениками. По результату исследования классного коллектива в 10 Г классе почти нет утвердившихся лидеров. Следовательно, классному руководителю необходимо выработать стратегию на сплочение классного коллектива, либо объединение учащихся в группы по интересам.

Взаимоотношения с классным руководителем

Класс
+
довольны
*
частично
довольны
-
недовольны
ФИО классного руководителя
10 А
62%
38%
0
Журавлёва Вера Викторовна
10 Б
79%
21%
0
Кудрявцева Наталья Васильевна
10 В
29%
48%
24%
Молвинских Алевтина Петровна
10 Г
73%
27%
0
Смолина Юлия Александровна

   Вывод
   Классные руководители 10А, Б и Г классов достигли идеального взаимопонимания с ребятами, учащиеся данных классов не выразили недовольства в адрес классного руководителя.
   Судя по результату опроса, у классного руководителя 10 В класса низкий рейтинг оценки деятельности по сопровождению учащихся в гимназическом социуме. Возможно, данный факт повлиял на учебную мотивацию учащихся 10 В класса.



Социометрическое исследование ученических коллективов

Класс
 Лидеры
Организаторы
Вновь прибывшие
Невыбираемые
Отвергаемые
10А
39
52
4
9
9
10Б
40
50
5
30
5
10В
45
64
4
18
9
10Г
12
41
29
24
12
Средний
результат
34%
52%
10%
20%
9%
   Вывод
   Коллективы десятиклассников довольно дружные и активно взаимодействующие, большинству учащихся нравятся все ребята в параллели. Средние показатели говорят, что каждый третий ученик – лидер. Если педагогам нужны организаторы разных КТД, то каждый второй десятиклассник чувствует в себе такой потенциал.
   Самым сложным оказался классный коллектив 10 Г класса. В коллективе каждый третий учащийся невыбираемый, либо отвергнутый, то есть тот, кто не нравится. Классному руководителю необходимо продумать индивидуальный план работы с этими учащимися. СПС, кроме индивидуальной работы с данной группой риска, оказать консультативную и, если ребята пойдут на контакт, групповую коррекционно -развивающую работу. См. списки в приложении.

Показатели рейтинга деятельности учителей

Учебный год
высокий
в. среднего
средний
н. среднего
низкий
2008 - 2009





2009 – 2010
65%
8%
23%
4%
0%
2010 – 2011
55%
21%
6%
9%
9%
  Вывод
  Данное исследование проводится в течение шести лет. Цель: определение уровня - качества преподавания предмета учителем, с точки зрения учащегося, как субъекта образовательного процесса. Считаю, данную методику наиболее эффективным мониторингом, потому что учащиеся сами являются постоянными и непосредственными участниками процесса обучения. Они могут сравнивать, а в старших классах делать анализ относительно методов работы разных учителей в рамках разных предметных уроков. Никакая администрация либо инспектирующая группа не в состоянии увидеть 100% уроков, плюс внеурочную деятельность учителя в отношении учащегося, и чаще в течение не одного учебного года. Дети видят все старания по отношении к ним и чувствуют искренность наших деяний! См.  мнения о деятельности в приложении.
   В сравнении  с прошлым учебным годом (73%) увеличилось число учителей, получивших высокую и выше среднего оценку своей деятельности от учащихся (76%).
   К сожалению, увеличилось число ниже среднего и низкого результата деятельности (18%). См. таблицу рейтинга в приложении.

Предложения десятиклассников по улучшению гимназического пространства.
Сократить уроки на 5 минут тяжело учиться до 15 - 00 каждый день!
7 урок сделать хотя бы до 14-45
Уроки по 40 минут – 7 человек
Мелкое сжатое расписание не вижу
Слишком много окон в расписании
Изменить систему ИУПов, с учётом мнения учеников
Если ИУП то: убрать классные часы в старших классах
Пусть при ИУПах будут третьестепенные уроки на выбор (ОРР, ОБЖ)
Улучшить качество, знаний по все предметам, кроме русского и математики - нулевые
Сделать субботу днём самостоятельной подготовки, праздников и КТД - 3
36 часов мало
Изменить отношение учителей к детям
Дать больше часов для исправления отрицательных оценок
Открыть комнату пси разгрузки, релаксации, покоя, создать зоны отдыха - 5
Организовать секцию футбола - 3
Квалифицированного тренера по футболу
Нужна футбольная площадка -2
Обновить баскетбольную площадку
Бассейн нужен - 3
Нужны нормальные скамейки в спортзал
Нормальный постоянный доступ к компьютерам библиотеки и 2 этажа
Доступ в Wi Fi и хорошие компьютеры в коридор -3
Школьное телевидение, радио и музыкальные перемены -4
Интернет в 315 кабинет
Не выделять Кузнецовых
Меньше пафоса о элитности и инновационности
Необходимо чтобы постоянно работал медкабинет - 3
Добавить на переменах ещё одну кассу в столовой
Улучшить столовую
Нужна вытяжка в столовой
Открыть в столовой суши-бар
Давать больше талонов на питание
Давать талоны на питание тем, кто хорошо учится! - 2
Нет дискотек -3
В школе холодно, разрешить джинсы - 2
Улучшить подбор охраны
Убрать турникеты
Создать парковку для машин
Замки, ручки, крючки, зеркала и ремонт в женских туалетных комнатах - 19
Нужны зеркала в вестибюль, где раздевалки - 3
Зеркала в мужских туалетах
Не закрывать туалеты в послеобеденное время - 3
Больше сидений в коридорах и на первом этаже - 5
Нужны шкафчики для учебников, как в Америке
В этой школе всё устраивает, мне намного лучше и приятнее учиться
Всё прекрасно, всё устраивает, всё нравится, всё ок – 10 человек.
  Вывод
   К хорошему быстро привыкают. Даже тот факт, что в гимназии администрация считается с мнением учеников, уже не удивляет. Гимназисты ежегодно оформляют свои просьбы и пожелания на бумаге (напоминает письма к Деду Морозу), и видят результаты.
  Предложения по организации учебной деятельности на 10%  относятся к длительности занятий, десятиклассники просят сократить уроки до 40 минут.
  Второй по значимости пункт относится к субботе, которая должна быть организована иначе, чем обычный учебный день. На субботу предлагали вынести с 9 до 14 часов спортивный – оздоровительный – фитнес блок (возможно, с выездом в бассейн, по-договорённости), классных часов, мероприятий и возможности дополнительных занятий по предметам.
   Третья группа предложений относится к организации секции по футболу и равноценное количество пожеланий по организации зон релаксации.
   Считаю важным отметить, востребованность в работе медпункта постоянно.
   Наивысший процент (более 20%) у просьбы по улучшению дамских туалетных комнат.
   10% учащихся пишут всё и так хорошо, всё устраивает, всё прекрасно, всё нравится, всё ок!
  
   Заключение
   Адаптация десятиклассников в старшей школе, при новой форме обучения по ИУПам, можно считать прошла более чем удовлетворительно.
   Однако следует учесть выявленные проблемные зоны. Организовать дальнейшую работу по снижению уровня тревожности, неудовлетворённости образовательным процессом и средой со стороны учащихся и, как следствие, их родителей. Спланировать дальнейший процесс сопровождения учащихся попавших в различные категории «групп риска».
   Предложение:
1.  Коллегиально принять решение о взаимопосещении уроков учителями, с целью повышения уровня педагогического мастерства, как минимум по двум направлениям: освоение педагогических технологий через анализ опыта коллег и совершенствование личных профессиональных умений в результате коллективного профессионального анализа урока. Данное решение должно касаться всего педагогического коллектива, каждый учитель готовит один показательный урок в месяц, но не более двух уроков в четверть. При этом идёт накопление качественных методических разработок уроков.
2.  На методических советах кафедр составить варьирующийся график проведения уроков на второе полугодие. Определить квоту для посещающих урок, например, не менее двух человек, но и не более пяти. В графике оставить место, чтобы желающие посетить урок накануне могли записаться. Каждый учитель должен посетить уроков не менее того количества, которое сам проводит (4 урока за полугодие).
3.   Творческой административной группе составить оптимальную схему анализа любого урока и образец оформления материалов урока.
4.   Посещение всех уроков администрацией необязательно и даже нежелательно, а присутствие на уроке в качестве «эксперта» представителя ученической, либо родительской общественности позволит увидеть урок с иной точки зрения.
10. 01. 2011 г.
                                                                                        
Педагог психолог: _________ Е. Н. Мутли

Комментариев нет:

Отправить комментарий