Родители должны уметь многое: понимать ребенка и контролировать его, учить, развивать способности и быть на равных в игре и развлечении, держать дистанцию (и учить ребенка охранять границы своего личного пространства), сопереживать ребенку. Задачи родительства постоянно меняются по мере развития ребенка, изменения условий жизни семьи и т. д. Поэтому вполне естественно, что родители не могут успешно выполнять все требования, которые к ним предъявляются.
Данный материал поможет им лучше разобраться со своими сильными и слабыми сторонами в воспитании детей. На родительском собрании или на индивидуальной встрече педагог может предложить мамам и папам обучающихся выполнить несколько заданий, а потом совместно проанализировать результаты.
Упражнение "Я хочу от себя..."
Просим вас выбрать из нижеперечисленных характеристик пять, которыми вы как родитель хотели бы обладать.
1.Создавать наилучшие условия для поддержания здоровья ребенка, заботиться о его питании и правильном образе жизни.
2.Договариваться с ребенком о выполнении обязанностей без особого принуждения и повышения голоса.
3.Уметь играть с ребенком в увлекательные для него игры, интересно проводить досуг с ребенком.
4.Выражать свою привязанность к ребенку, не стесняясь в проявлении чувств.
5.Находить оптимальные способы объяснения сложных учебных заданий, поддерживать ребенка в учебных делах.
6.Сохранять неприкосновенность своей территории от детских "посягательств", устанавливать границы общения.
7.Принимать взросление ребенка и неизбежность его отделения, усиления влияния других людей.
8.Поддерживать ребенка даже в неоднозначных ситуациях, находить возможность принять ребенка и быть ему опорой даже в ситуации отвержения.
9.Стимулировать успехи ребенка в спорте, искусстве, других видах деятельности.
10.Вместе делать сложные задания и домашнюю работу, быть "в команде" с ребенком.
11.Быть справедливым, наказывая ребенка, находить действенные способы его порицания и поощрения, уметь оценивать ребенка, не унижая его.
12. "Отпускать" ребенка, доверять его способности постоять за себя.
13.Быть способным решать материальные проблемы, связанные с ребенком: обучение, медицинское обслуживание, покупка необходимых вещей.
14.Последовательно предъявлять требования, уметь разъяснять ребенку, почему эти требования важны.
Перечисленные характеристики описывают шесть наиболее значимых родительских функций, по исполнению которых оцениваются родители, например, в развитых странах Европы. Определите, какие функции для вас оказались важными.
Базовые потребности (вопросы 1, 13) - материальная сторона родительства, обеспечение базовых потребностей ребенка. Если вы выбираете оба утверждения, то вы считаете себя или ограниченными в своих ресурсах, или, наоборот, придаете материальной стороне родительства особое значение и считаете, что деньги решают очень многое.
Контроль за ребенком (2, 11) - установление запретов и ограничений, мониторинг того, как ребенок придерживается установленных правил. Если вы выбрали оба утверждения, то тема контроля за ребенком и психологической "платы" за такой контроль для вас важна - например, вам трудно определиться с тем, как действенно наказывать и поощрять ребенка.
Эмоциональная связь с ребенком (4, 8) - суть детско-родительских отношений, практически не поддается специально направленному "взращиванию". Если вы выбрали оба утверждения, то для вас важно получить признание от самого ребенка, эмоциональная близость значимее многих других аспектов отношений. Если ребенку меньше 7 лет, эмоциональная связь воспринимается как само собой разумеющийся компонент. Если ребенок старше 13 лет, то родитель стремится сохранить эмоциональную связь, которая ослабевает.
Если же вы не выбрали ни одно из этих утверждений, то, возможно, ваши отношения с ребенком строятся на иной основе, например, понимании, вдумчивом отношении. В этом случае вам важно проработать вместе с ребенком в доступной для вас и для него форме складывающиеся отношения.
Стимуляция развития, поддержка познавательной активности ребенка (3, 5, 9) - формирование среды, в которой ребенок может проявить свои способности; регулярные занятия с ним; приоритет его образования. Если вы выбрали два или три утверждения из этой группы, то, возможно, задача образования ребенка актуальна, но трудно решаема.
Стабильность (10, 14) - устойчивость, прозрачность, понятность требований, предъявление требований в такой манере, которая адекватна детскому восприятию, предсказуемость поведения членов семьи, понимание последствий действий в контексте отношений. Чем больше родитель ориентирован на стабильность, тем более уверенным он себя чувствует, поскольку стабильность предполагает общение, свободное от манипуляций и жестких принуждений.
Определение границ (6, 7, 12) - эта функция решающая для развития самостоятельности подростка, часто она упускается из виду, хотя именно границы имеют особое значение - и ребенок, и родитель предпринимают попытки нарушить границы другого и сталкиваются с самыми разными реакциями.
Несомненно, чем старше ребенок, тем больше разных функций требуется выполнять родителю, и тем больше конфликтов при выполнении несогласованных функций, например, при установке одновременно эмоционально теплого контакта и границ. Родителю важно уйти от стремления соответствовать всем требованиям сразу, но необходимо понять, что получается хорошо, а что требует повышенного внимания или даже частичного делегирования.
Вопросы для обсуждения с родителями:
Какие функции должны реализовываться всеми взрослыми членами семьи?
Какие из функций, на ваш взгляд, могут выполнять не родители, а другие члены семьи?
Выполнение каких функций время от времени было бы хорошо делегировать специалистам?
Какие функции вызывают напряжение?
Комментарии к обсуждению: в некоторых семьях за родителями закрепляются разные функции (например, один из родителей берет на себя функцию контроля, а другой - стимуляцию развития ребенка); в других семьях родители и другие взрослые гибко распределяют функции (например, тот родитель, у которого есть время, берется за проверку домашних заданий или играет с ребенком, а на следующий день другой родитель делает то же самое). Однако безопасность, эмоциональная привязанность и установление границ - те функции, которые реализуются каждым членом семьи, это основа коммуникации ребенка и взрослого. Исполнение функций зависит и от стилей родительства. Психологи выделяют самые разные подходы к их описанию. В данном случае стили описываются с точки зрения соотношения значимости процесса и результата воспитания для воспитывающего. Выбор приоритетных функций связан не только с актуальными проблемами ребенка, но и с виденьем ценностей. Например, чем "процессуальнее" ценности, чем больше человек ориентирован на радость в жизни, сопереживание, понимание других, тем более важными могут оказаться для него такие ценности, как эмоциональные отношения, границы. А чем больше он ориентирован на успех, достижение признания, тем более явственно будут проступать такие функции, как контроль, стимуляция развития. Интеграция функций в систему ценностей родителя формирует стиль родительства и доступный родителю репертуар стилей.
Процесс воспитания - собственно сама совместная жизнь с ребенком, со-переживание и со-деятельность. Значимость процесса воспитания проявляется в том, что для родителя важно "здесь и сейчас": взаимодействие с ребенком, эмоции и чувства, опыт совместной деятельности. Результат воспитания - успехи и неудачи ребенка, то, чего он достигает в освоении навыков, компетенций, как происходит его социализация. Значимость результата воспитания проявляется в том, что родитель легко формулирует свое "кредо": к чему он готовит ребенка, какими целями руководствуется. И процесс, и результат одинаково важны для родителя и ребенка, но часто вступают в конфликт - далеко не во всех ситуациях можно (и нужно) находить баланс между процессом и результатом воспитания. Например, в ситуации конфликта ребенка и педагога чрезмерная ориентация на результат может привести к тому, что родитель упустит из виду переживания ребенка, будет настаивать на учебных результатах вместо того, чтобы вслушаться в его переживания. Или в ситуации, когда ребенок испытывает разочарование (например, из-за несчастной любви), родитель, ориентированный на результат, может недоумевать - что ему делать, как помочь ребенку?
Часто в семье родители распределяют между собой функции фокусирования на процессе и на результате воспитания. Если вы вспомните сериал "Моя прекрасная няня", то папа детей как раз был ориентирован на результат, тогда как няня - на процесс жизни и сопереживания детям. С одной стороны, такое распределение дает детям шанс получить разный опыт, иметь гарантию понимания и стимуляции развития. С другой стороны, неизменно приводит к столкновению взрослых в вопросах воспитания ребенка.
По соотношению "процесс - результат" можно выделить пять основных стилей родительства:
альтруистическое родительство - преобладает роль процесса;
доминирующее родительство - преобладает результат;
индивидуализация воспитания - согласованно высокое значение процесса и результата;
кооперация и коллективно-распределенная деятельность - баланс процесса и результата;
контракт и четкие рамки отношений - минимальная представленность результата и процесса.
На рисунке приведено распределение этих стилей по соотношению результата и процесса воспитания.
Альтруистическое родительство основывается на принятии ребенка и поддержке эмоциональной связи между ним и родителем. Как ни странно на первый взгляд, родители, придерживающиеся этой стилистики, справляются и с функцией выстраивания границ - потому что альтруизм в отношении ребенка не может быть реализован без альтруизма в отношении себя. Такие родители умеют ненавязчиво и вдумчиво делить ответственность с ребенком.
Процесс ← Альтруизм - Индивидуализация - Кооперация - Контракт - Доминирование → Результат
Распределение стилей родительства по соотношению результата
и процесса воспитания
Особенность альтруистического родительства заключается в принятии виденья ситуации ребенком - и вместе с тем в наделении его ответственностью за это виденье. В качестве примера такой стилистики можно указать на поведение мамы, которая воспитывала 10-летнюю девочку, переболевшую лейкемией и находящуюся в стадии ремиссии. Девочка была вынуждена принимать препараты, которые влияли на ее вес - из-за лечения она была полненькой и переживала по этому поводу. Время от времени она старалась избежать приема препаратов. Мама знала об этом -и говорила девочке примерно следующее: "Наверное, я могу только немного понять тебя - потому что когда мне было 10-12 лет, я тоже не была образцом стройности. Но тебе еще тяжелее - потому что от природы ты очень стройная, а вынуждена оставаться бабочкой в коконе из таблеток. Но я очень волнуюсь за твое здоровье. Тебе решать - сейчас не пить таблетки и заболеть или еще какое-то время потерпеть, а потом сбавить вес". Родитель-альтруист принимает поведение ребенка и спонтанно делится своими переживаниями. Наша культура не очень располагает к такой стилистике родительства - скорее, от родителя ждут изощренных принуждений и умения контролировать ребенка, тогда как альтруист встанет на сторону ребенка, просто будет рядом с ним в самые трудные моменты. Как показывает опыт, в тяжелых ситуациях альтруизм "пробивается" - через неожиданное понимание ребенка, сочувствие ему, эмпатию (разделение переживаний) и т. д. В зависимости от того, каким сочетанием свойств нервной системы вы обладаете, вы можете найти свой способ усиления альтруизма. Обладателям слабой нервной системы, благодаря высокой чувствительности, быть альтруистом легче, чем тем, у кого нервная система сильная. Вместе с тем высокая чувствительность может усилить мнительность и эгоцентризм, поэтому важно работать над рационализацией своих способов анализировать коммуникацию с ребенком. Обладатели сильной нервной системы также нуждаются в специальной работе над усилением альтруизма в воспитании ребенка - для этого следует давать больше воли своим переживаниям, умерять стремление добиваться контроля и доминирования.
Доминирующее родительство, с точностью до наоборот, основано на убежденности родителя в том, что ему лучше ребенка известно, что следует делать, в каком направлении двигаться, а самое главное - как достигать результата. Доминирующий родитель настаивает на своем, находит аргументы, чтобы убедить ребенка последовать его точке зрения. Такой родитель может отлично справляться с задачей контроля и стимуляции развития ребенка. Важным условием доминирующей стилистики становится последовательность - если родитель берется детально разработать решение проблемы, то он должен быть рядом с ребенком от начала до конца. Так, в одной семье сын-подросток был поставлен на учет детской комнатой милиции - из-за неоднократных мелких краж в магазине и участия в хулиганских выходках на улице. Родители поставили условие, чтобы ребенок возвращался домой в 6 вечера и с этого момента находился только в пределах дома. Они не остановились только на ограничительных мерах, а детально расписали жизнь ребенка в "заточении"(как сам ребенок назвал свое пребывание в доме вечерами). Родители нагрузили подростка домашней работой, в т. ч. и руководством младшими детьми, и жестко его контролировали, соизмеряя меру поощрения (игры на компьютере) с тем, насколько тщательно подросток выполнял свои обязательства. Был определен испытательный срок - три месяца, после которого время возвращения домой было сдвинуто до 8 вечера. Спор о том, насколько доминирующее родительство хорошо и резонно, длится много лет. Например, почти во всех семьях, которые воспитывают детей с серьезными хроническими заболеваниями, в период обострения болезней родительский стиль приобретает все черты доминирующего: ведь родители опасаются за жизнь ребенка.
Научиться доминировать, быть уверенным и убедительным - также непросто, как и быть альтруистом, особенно, если вы обладаете слабой нервной системой (и вам легче промолчать, чем сказать, что следует делать по-другому). Тем не менее при недостатке доминирования родителю следует руководствоваться идеей баланса уважения между ребенком и родителем. Важно не путать умение доминировать с безошибочностью - будьте готовы признавать ошибки и показывать их неизбежность, уверенно работайте со своими пробелами, и постепенно вы приобретете нужную долю доминирования в коммуникации с ребенком.
Индивидуализация - один из самых интенсивных стилей родительства, когда родитель посвящает все свое время ребенку, вслушиваясь в него, стремясь распознать способности и склонности, а затем выстроить план поддержки задатков ребенка. Такая стилистика в равной степени присуща как семьям, в которых воспитывается одаренный ребенок, так и семьям, которые ставят своей задачей максимальную социализацию и интеграцию в окружающую среду ребенка с ограниченными возможностями. Такое интенсивное родительство предъявляет значительные требования и к выносливости/работоспособности ребенка. Наилучшим образом в рамках такой стилистики решаются задачи стимуляции развития, контроля за ребенком и обеспечения его безопасности. Однако выстраивание границ и эмоциональная близость оказываются в проигрыше - по сравнению даже с доминирующей стилистикой (в доминирующей стилистике отношения между ребенком и родителем достаточно тесные, хотя часто и перерастают в конфликтные, но именно в конфликтной ситуации хорошо обозначаются границы и проявляются чувства). Семья, которая обладает значительными ресурсами, может выбирать такую стилистику для компенсации многочисленных отставаний развития, накопившихся за предыдущие периоды. Так, одна семья воспитывала девочку с сохранным интеллектом, но по воле обстоятельств обучавшуюся в интернате 8 вида -это означало, что девочка существенно отставала в освоении учебной программы от сверстников. Она была помещена в семью весной, и до начала учебного года родители расписали график работы с девочкой специалистов (психологов и педагогов), поскольку психолог дал заключение о том, что ребенок вполне может быть подготовлен к обучению в общеобразовательной школе по массовой программе. В сентябре девочка пошла в обычную школу, в класс, соответствующий ее возрасту. Однако процесс адаптации ребенка к семье был затянут - поскольку девочка была сосредоточена на учебной деятельности, общение с родителями носило жестко заданный характер, и эмоциональные связи развивались дольше.
Открытым вопросом данного стиля остается цель - ради чего родитель вкладывается, действительно ли планируемый результат настолько важен. Что стоит за последовательной требовательностью родителя к себе и ребенку - стремление обучить ребенка важным компетенциям или стремление доказать свою состоятельность как родителя? Важно постоянно прислушиваться к этому довольно опасному намерению - ведь, увлекшись ролью состоятельного родителя, легко утратить чувствительность к самому ребенку.
Кооперация или коллективно-распределенная деятельность основана на равно активном участии ребенка и родителя в решении проблем - от разделенного видения ситуации до согласованного решения о путях преодоления проблемы. Кооперация требует много терпения - пожалуй, больше, чем любой другой стиль родительства. Во-первых, важно научиться спрашивать ребенка о его желаниях. Во-вторых, важно идти за темпом ребенка в распознавании проблемной ситуации, способов ее решения. Наконец, важно настраиваться и на скорость ребенка в реализации плана. Так, одна мама, дизайнер интерьеров, решила вовлечь сына в обустройство его комнаты, выбор цветового решения, мебели и т. д. Предполагалось, что мальчик (которому было 9 лет) сумеет участвовать и в ремонте комнаты. На первых порах ей хотелось указывать на недочеты ребенка в подборе цветов и материалов, но она решила, что мальчик может учиться на своих ошибках, и от мега-плана обстановки комнаты перешла к мини-плану - обустройству рабочего места, затем места для сна и т. д. Через полгода комната мальчика была обустроена "совершенно по-дизайнерски", а между мамой и сыном установились партнерские отношения. Такая стилистика во многом универсальна - поскольку позволяет выполнять самые разные функции родительства. Тем не менее она требует вовлеченности всех членов семьи, их готовности регулярно принимать участие в таких действиях.
Контракт между ребенком и родителем может казаться циничным и неприемлемым, но развитие отношений может происходить по-разному, и, например, после разрыва отношений и длительного отчуждения между ребенком и родителем контракт - вполне возможная стилистика для старта или рестарта.
Несомненно, каждый родитель владеет репертуаром стилистик. Например, многие родители сочетают кооперацию и доминирование - особенно если речь идет о воспитании детей подросткового возраста. Еще одно распространенное сочетание - альтруизм и кооперация - когда семья реализует альтернативный с общепринятой точки зрения подход к воспитанию ребенка.
Помощь специалистов в воспитании детей
Во многих американских пособиях по воспитанию цитируется африканская поговорка: "Требуется целая деревня, чтобы воспитать одного ребенка". Но российские родители (а иногда и профессионалы) считают, что помощь специалиста нужна, только если в семье что-то не в порядке, а эффективная семья - та, которая сама справляется с решением задач и не нуждается в помощи профессионалов.
Однако очень трудно выполнять все функции родительства с одинаковым успехом.
Данный материал поможет им лучше разобраться со своими сильными и слабыми сторонами в воспитании детей. На родительском собрании или на индивидуальной встрече педагог может предложить мамам и папам обучающихся выполнить несколько заданий, а потом совместно проанализировать результаты.
Упражнение "Я хочу от себя..."
Просим вас выбрать из нижеперечисленных характеристик пять, которыми вы как родитель хотели бы обладать.
1.Создавать наилучшие условия для поддержания здоровья ребенка, заботиться о его питании и правильном образе жизни.
2.Договариваться с ребенком о выполнении обязанностей без особого принуждения и повышения голоса.
3.Уметь играть с ребенком в увлекательные для него игры, интересно проводить досуг с ребенком.
4.Выражать свою привязанность к ребенку, не стесняясь в проявлении чувств.
5.Находить оптимальные способы объяснения сложных учебных заданий, поддерживать ребенка в учебных делах.
6.Сохранять неприкосновенность своей территории от детских "посягательств", устанавливать границы общения.
7.Принимать взросление ребенка и неизбежность его отделения, усиления влияния других людей.
8.Поддерживать ребенка даже в неоднозначных ситуациях, находить возможность принять ребенка и быть ему опорой даже в ситуации отвержения.
9.Стимулировать успехи ребенка в спорте, искусстве, других видах деятельности.
10.Вместе делать сложные задания и домашнюю работу, быть "в команде" с ребенком.
11.Быть справедливым, наказывая ребенка, находить действенные способы его порицания и поощрения, уметь оценивать ребенка, не унижая его.
12. "Отпускать" ребенка, доверять его способности постоять за себя.
13.Быть способным решать материальные проблемы, связанные с ребенком: обучение, медицинское обслуживание, покупка необходимых вещей.
14.Последовательно предъявлять требования, уметь разъяснять ребенку, почему эти требования важны.
Перечисленные характеристики описывают шесть наиболее значимых родительских функций, по исполнению которых оцениваются родители, например, в развитых странах Европы. Определите, какие функции для вас оказались важными.
Базовые потребности (вопросы 1, 13) - материальная сторона родительства, обеспечение базовых потребностей ребенка. Если вы выбираете оба утверждения, то вы считаете себя или ограниченными в своих ресурсах, или, наоборот, придаете материальной стороне родительства особое значение и считаете, что деньги решают очень многое.
Контроль за ребенком (2, 11) - установление запретов и ограничений, мониторинг того, как ребенок придерживается установленных правил. Если вы выбрали оба утверждения, то тема контроля за ребенком и психологической "платы" за такой контроль для вас важна - например, вам трудно определиться с тем, как действенно наказывать и поощрять ребенка.
Эмоциональная связь с ребенком (4, 8) - суть детско-родительских отношений, практически не поддается специально направленному "взращиванию". Если вы выбрали оба утверждения, то для вас важно получить признание от самого ребенка, эмоциональная близость значимее многих других аспектов отношений. Если ребенку меньше 7 лет, эмоциональная связь воспринимается как само собой разумеющийся компонент. Если ребенок старше 13 лет, то родитель стремится сохранить эмоциональную связь, которая ослабевает.
Если же вы не выбрали ни одно из этих утверждений, то, возможно, ваши отношения с ребенком строятся на иной основе, например, понимании, вдумчивом отношении. В этом случае вам важно проработать вместе с ребенком в доступной для вас и для него форме складывающиеся отношения.
Стимуляция развития, поддержка познавательной активности ребенка (3, 5, 9) - формирование среды, в которой ребенок может проявить свои способности; регулярные занятия с ним; приоритет его образования. Если вы выбрали два или три утверждения из этой группы, то, возможно, задача образования ребенка актуальна, но трудно решаема.
Стабильность (10, 14) - устойчивость, прозрачность, понятность требований, предъявление требований в такой манере, которая адекватна детскому восприятию, предсказуемость поведения членов семьи, понимание последствий действий в контексте отношений. Чем больше родитель ориентирован на стабильность, тем более уверенным он себя чувствует, поскольку стабильность предполагает общение, свободное от манипуляций и жестких принуждений.
Определение границ (6, 7, 12) - эта функция решающая для развития самостоятельности подростка, часто она упускается из виду, хотя именно границы имеют особое значение - и ребенок, и родитель предпринимают попытки нарушить границы другого и сталкиваются с самыми разными реакциями.
Несомненно, чем старше ребенок, тем больше разных функций требуется выполнять родителю, и тем больше конфликтов при выполнении несогласованных функций, например, при установке одновременно эмоционально теплого контакта и границ. Родителю важно уйти от стремления соответствовать всем требованиям сразу, но необходимо понять, что получается хорошо, а что требует повышенного внимания или даже частичного делегирования.
Вопросы для обсуждения с родителями:
Какие функции должны реализовываться всеми взрослыми членами семьи?
Какие из функций, на ваш взгляд, могут выполнять не родители, а другие члены семьи?
Выполнение каких функций время от времени было бы хорошо делегировать специалистам?
Какие функции вызывают напряжение?
Комментарии к обсуждению: в некоторых семьях за родителями закрепляются разные функции (например, один из родителей берет на себя функцию контроля, а другой - стимуляцию развития ребенка); в других семьях родители и другие взрослые гибко распределяют функции (например, тот родитель, у которого есть время, берется за проверку домашних заданий или играет с ребенком, а на следующий день другой родитель делает то же самое). Однако безопасность, эмоциональная привязанность и установление границ - те функции, которые реализуются каждым членом семьи, это основа коммуникации ребенка и взрослого. Исполнение функций зависит и от стилей родительства. Психологи выделяют самые разные подходы к их описанию. В данном случае стили описываются с точки зрения соотношения значимости процесса и результата воспитания для воспитывающего. Выбор приоритетных функций связан не только с актуальными проблемами ребенка, но и с виденьем ценностей. Например, чем "процессуальнее" ценности, чем больше человек ориентирован на радость в жизни, сопереживание, понимание других, тем более важными могут оказаться для него такие ценности, как эмоциональные отношения, границы. А чем больше он ориентирован на успех, достижение признания, тем более явственно будут проступать такие функции, как контроль, стимуляция развития. Интеграция функций в систему ценностей родителя формирует стиль родительства и доступный родителю репертуар стилей.
Процесс воспитания - собственно сама совместная жизнь с ребенком, со-переживание и со-деятельность. Значимость процесса воспитания проявляется в том, что для родителя важно "здесь и сейчас": взаимодействие с ребенком, эмоции и чувства, опыт совместной деятельности. Результат воспитания - успехи и неудачи ребенка, то, чего он достигает в освоении навыков, компетенций, как происходит его социализация. Значимость результата воспитания проявляется в том, что родитель легко формулирует свое "кредо": к чему он готовит ребенка, какими целями руководствуется. И процесс, и результат одинаково важны для родителя и ребенка, но часто вступают в конфликт - далеко не во всех ситуациях можно (и нужно) находить баланс между процессом и результатом воспитания. Например, в ситуации конфликта ребенка и педагога чрезмерная ориентация на результат может привести к тому, что родитель упустит из виду переживания ребенка, будет настаивать на учебных результатах вместо того, чтобы вслушаться в его переживания. Или в ситуации, когда ребенок испытывает разочарование (например, из-за несчастной любви), родитель, ориентированный на результат, может недоумевать - что ему делать, как помочь ребенку?
Часто в семье родители распределяют между собой функции фокусирования на процессе и на результате воспитания. Если вы вспомните сериал "Моя прекрасная няня", то папа детей как раз был ориентирован на результат, тогда как няня - на процесс жизни и сопереживания детям. С одной стороны, такое распределение дает детям шанс получить разный опыт, иметь гарантию понимания и стимуляции развития. С другой стороны, неизменно приводит к столкновению взрослых в вопросах воспитания ребенка.
По соотношению "процесс - результат" можно выделить пять основных стилей родительства:
альтруистическое родительство - преобладает роль процесса;
доминирующее родительство - преобладает результат;
индивидуализация воспитания - согласованно высокое значение процесса и результата;
кооперация и коллективно-распределенная деятельность - баланс процесса и результата;
контракт и четкие рамки отношений - минимальная представленность результата и процесса.
На рисунке приведено распределение этих стилей по соотношению результата и процесса воспитания.
Альтруистическое родительство основывается на принятии ребенка и поддержке эмоциональной связи между ним и родителем. Как ни странно на первый взгляд, родители, придерживающиеся этой стилистики, справляются и с функцией выстраивания границ - потому что альтруизм в отношении ребенка не может быть реализован без альтруизма в отношении себя. Такие родители умеют ненавязчиво и вдумчиво делить ответственность с ребенком.
Процесс ← Альтруизм - Индивидуализация - Кооперация - Контракт - Доминирование → Результат
Распределение стилей родительства по соотношению результата
и процесса воспитания
Особенность альтруистического родительства заключается в принятии виденья ситуации ребенком - и вместе с тем в наделении его ответственностью за это виденье. В качестве примера такой стилистики можно указать на поведение мамы, которая воспитывала 10-летнюю девочку, переболевшую лейкемией и находящуюся в стадии ремиссии. Девочка была вынуждена принимать препараты, которые влияли на ее вес - из-за лечения она была полненькой и переживала по этому поводу. Время от времени она старалась избежать приема препаратов. Мама знала об этом -и говорила девочке примерно следующее: "Наверное, я могу только немного понять тебя - потому что когда мне было 10-12 лет, я тоже не была образцом стройности. Но тебе еще тяжелее - потому что от природы ты очень стройная, а вынуждена оставаться бабочкой в коконе из таблеток. Но я очень волнуюсь за твое здоровье. Тебе решать - сейчас не пить таблетки и заболеть или еще какое-то время потерпеть, а потом сбавить вес". Родитель-альтруист принимает поведение ребенка и спонтанно делится своими переживаниями. Наша культура не очень располагает к такой стилистике родительства - скорее, от родителя ждут изощренных принуждений и умения контролировать ребенка, тогда как альтруист встанет на сторону ребенка, просто будет рядом с ним в самые трудные моменты. Как показывает опыт, в тяжелых ситуациях альтруизм "пробивается" - через неожиданное понимание ребенка, сочувствие ему, эмпатию (разделение переживаний) и т. д. В зависимости от того, каким сочетанием свойств нервной системы вы обладаете, вы можете найти свой способ усиления альтруизма. Обладателям слабой нервной системы, благодаря высокой чувствительности, быть альтруистом легче, чем тем, у кого нервная система сильная. Вместе с тем высокая чувствительность может усилить мнительность и эгоцентризм, поэтому важно работать над рационализацией своих способов анализировать коммуникацию с ребенком. Обладатели сильной нервной системы также нуждаются в специальной работе над усилением альтруизма в воспитании ребенка - для этого следует давать больше воли своим переживаниям, умерять стремление добиваться контроля и доминирования.
Доминирующее родительство, с точностью до наоборот, основано на убежденности родителя в том, что ему лучше ребенка известно, что следует делать, в каком направлении двигаться, а самое главное - как достигать результата. Доминирующий родитель настаивает на своем, находит аргументы, чтобы убедить ребенка последовать его точке зрения. Такой родитель может отлично справляться с задачей контроля и стимуляции развития ребенка. Важным условием доминирующей стилистики становится последовательность - если родитель берется детально разработать решение проблемы, то он должен быть рядом с ребенком от начала до конца. Так, в одной семье сын-подросток был поставлен на учет детской комнатой милиции - из-за неоднократных мелких краж в магазине и участия в хулиганских выходках на улице. Родители поставили условие, чтобы ребенок возвращался домой в 6 вечера и с этого момента находился только в пределах дома. Они не остановились только на ограничительных мерах, а детально расписали жизнь ребенка в "заточении"(как сам ребенок назвал свое пребывание в доме вечерами). Родители нагрузили подростка домашней работой, в т. ч. и руководством младшими детьми, и жестко его контролировали, соизмеряя меру поощрения (игры на компьютере) с тем, насколько тщательно подросток выполнял свои обязательства. Был определен испытательный срок - три месяца, после которого время возвращения домой было сдвинуто до 8 вечера. Спор о том, насколько доминирующее родительство хорошо и резонно, длится много лет. Например, почти во всех семьях, которые воспитывают детей с серьезными хроническими заболеваниями, в период обострения болезней родительский стиль приобретает все черты доминирующего: ведь родители опасаются за жизнь ребенка.
Научиться доминировать, быть уверенным и убедительным - также непросто, как и быть альтруистом, особенно, если вы обладаете слабой нервной системой (и вам легче промолчать, чем сказать, что следует делать по-другому). Тем не менее при недостатке доминирования родителю следует руководствоваться идеей баланса уважения между ребенком и родителем. Важно не путать умение доминировать с безошибочностью - будьте готовы признавать ошибки и показывать их неизбежность, уверенно работайте со своими пробелами, и постепенно вы приобретете нужную долю доминирования в коммуникации с ребенком.
Индивидуализация - один из самых интенсивных стилей родительства, когда родитель посвящает все свое время ребенку, вслушиваясь в него, стремясь распознать способности и склонности, а затем выстроить план поддержки задатков ребенка. Такая стилистика в равной степени присуща как семьям, в которых воспитывается одаренный ребенок, так и семьям, которые ставят своей задачей максимальную социализацию и интеграцию в окружающую среду ребенка с ограниченными возможностями. Такое интенсивное родительство предъявляет значительные требования и к выносливости/работоспособности ребенка. Наилучшим образом в рамках такой стилистики решаются задачи стимуляции развития, контроля за ребенком и обеспечения его безопасности. Однако выстраивание границ и эмоциональная близость оказываются в проигрыше - по сравнению даже с доминирующей стилистикой (в доминирующей стилистике отношения между ребенком и родителем достаточно тесные, хотя часто и перерастают в конфликтные, но именно в конфликтной ситуации хорошо обозначаются границы и проявляются чувства). Семья, которая обладает значительными ресурсами, может выбирать такую стилистику для компенсации многочисленных отставаний развития, накопившихся за предыдущие периоды. Так, одна семья воспитывала девочку с сохранным интеллектом, но по воле обстоятельств обучавшуюся в интернате 8 вида -это означало, что девочка существенно отставала в освоении учебной программы от сверстников. Она была помещена в семью весной, и до начала учебного года родители расписали график работы с девочкой специалистов (психологов и педагогов), поскольку психолог дал заключение о том, что ребенок вполне может быть подготовлен к обучению в общеобразовательной школе по массовой программе. В сентябре девочка пошла в обычную школу, в класс, соответствующий ее возрасту. Однако процесс адаптации ребенка к семье был затянут - поскольку девочка была сосредоточена на учебной деятельности, общение с родителями носило жестко заданный характер, и эмоциональные связи развивались дольше.
Открытым вопросом данного стиля остается цель - ради чего родитель вкладывается, действительно ли планируемый результат настолько важен. Что стоит за последовательной требовательностью родителя к себе и ребенку - стремление обучить ребенка важным компетенциям или стремление доказать свою состоятельность как родителя? Важно постоянно прислушиваться к этому довольно опасному намерению - ведь, увлекшись ролью состоятельного родителя, легко утратить чувствительность к самому ребенку.
Кооперация или коллективно-распределенная деятельность основана на равно активном участии ребенка и родителя в решении проблем - от разделенного видения ситуации до согласованного решения о путях преодоления проблемы. Кооперация требует много терпения - пожалуй, больше, чем любой другой стиль родительства. Во-первых, важно научиться спрашивать ребенка о его желаниях. Во-вторых, важно идти за темпом ребенка в распознавании проблемной ситуации, способов ее решения. Наконец, важно настраиваться и на скорость ребенка в реализации плана. Так, одна мама, дизайнер интерьеров, решила вовлечь сына в обустройство его комнаты, выбор цветового решения, мебели и т. д. Предполагалось, что мальчик (которому было 9 лет) сумеет участвовать и в ремонте комнаты. На первых порах ей хотелось указывать на недочеты ребенка в подборе цветов и материалов, но она решила, что мальчик может учиться на своих ошибках, и от мега-плана обстановки комнаты перешла к мини-плану - обустройству рабочего места, затем места для сна и т. д. Через полгода комната мальчика была обустроена "совершенно по-дизайнерски", а между мамой и сыном установились партнерские отношения. Такая стилистика во многом универсальна - поскольку позволяет выполнять самые разные функции родительства. Тем не менее она требует вовлеченности всех членов семьи, их готовности регулярно принимать участие в таких действиях.
Контракт между ребенком и родителем может казаться циничным и неприемлемым, но развитие отношений может происходить по-разному, и, например, после разрыва отношений и длительного отчуждения между ребенком и родителем контракт - вполне возможная стилистика для старта или рестарта.
Несомненно, каждый родитель владеет репертуаром стилистик. Например, многие родители сочетают кооперацию и доминирование - особенно если речь идет о воспитании детей подросткового возраста. Еще одно распространенное сочетание - альтруизм и кооперация - когда семья реализует альтернативный с общепринятой точки зрения подход к воспитанию ребенка.
Помощь специалистов в воспитании детей
Во многих американских пособиях по воспитанию цитируется африканская поговорка: "Требуется целая деревня, чтобы воспитать одного ребенка". Но российские родители (а иногда и профессионалы) считают, что помощь специалиста нужна, только если в семье что-то не в порядке, а эффективная семья - та, которая сама справляется с решением задач и не нуждается в помощи профессионалов.
Однако очень трудно выполнять все функции родительства с одинаковым успехом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий