В детстве в канун этого праздника нас окружала атмосфера необъяснимого, радостного ожидания. Постоянные сумерки – мороз – белый мерцающий снег – освещенные окна – запах мандаринов и аромат шоколадных конфет – благоухание хвои... Всюду перемигиваются огни на новогодних елках. В витринах магазинов в коробках лежат, переливаясь, фантастические – такие нездешние, непрактичные и прекрасные – новогодние игрушки...
Хотя отмечать Новый год с елкой начали лет сто пятьдесят назад в богатых домах, но чудо этого праздника было обращено к другим – к бедным, мало знающим радость исполнения желаний.
Все началось со святителя Николая, который помог обнищавшему человеку выдать замуж трех своих дочерей. Денег на приданое в семье не было. И оставаться бы девушкам старыми девами, если бы не решили они, что одна из них пойдет на невольничий рынок и продаст себя в рабство. Тогда другие сестры на вырученные деньги смогут сделать себе приданое. Осталось решить только, кому пожертвовать собой. То ли во время этого разговора мимо окон дома проходил иерей Николай и случайно услышал их беседу, то ли узнал о бедственном положении семьи от других людей, но, как бы то ни было, решил помочь семье, придав своему дару образ чуда. Он пришел среди зимней ночи к дому бедняка и бросил кошель с золотыми монетами ему в окно. Так старшая сестра смогла сделать себе приданое и вышла замуж. Через год Николай снова тайком принес бедняку кошель с золотыми. В этот раз замуж вышла средняя сестра. На третий год на улице стояли сильные морозы, и в доме бедняка были закрыты все окна. Николай бросил третий мешочек с деньгами в печную трубу. А младшая сестрица вечером выстирала свои чулки и повесила их сушиться у теплой печки, и кошель упал прямо в один из них.
Благодеяние, оказанное бедным людям, всегда было делом редким, поэтому эту историю стали рассказывать во всем мире для того, чтобы в сердце каждого человека могла теплиться вера в возможность чуда – безымянного добра от других людей. Постепенно по всеобщему негласному соглашению каждый взялся исполнять роль доброго волшебника в зимние праздники – в день Святителя Николая, на Рождество или Новый год.
Чудо – это не просто исполнение желаний. У богатого и его семьи желания легко воплощаются в жизнь за счет имеющихся денег. У бизнесмена желания реализуются постепенно в соответствии с принятым бизнес-планом. Небогатые люди ради исполнения желаний долго копят деньги, откладывая их понемногу на грядущую покупку. Только бедным остается надежда на чудо.
Не может быть чуда у сытого человека. У него может быть бешенство утробы, бешенство желаний, о которых кричат все органы чувств. Но удовлетворение желаний и потребностей не приносит счастья, за радостью быстро наступает пресыщение и скука. Сытый думает тогда, что услада оказалась слишком малой и пресной, и ищет другую – поострее, подороже, поизысканнее, экстравагантнее. Он взнуздывает свои чувства, хлещет их кнутом, ставит на дыбы – но со временем скука и пресыщение растет, а круг возможностей удовлетворить внутренний голод сужается.
А много ли человеку надо для радости? Помню, в детстве мы любили мастерить «секреты» – выроешь в земле ямку, положишь туда мятую конфетную фольгу, фантики, закроешь бутылочным стеклышком, присыплешь сверху землей... А потом начинается чудо. Тихонько разгребаешь в месте «секрета» землю, нащупав стекло, пальцем стираешь с него пыль – и на тебя, как сквозь иллюминатор, смотрит что-то невероятно красивое, словно ты открыл в земле окно в другой мир – может быть, в другое царство, где живет неведомый, прекрасный народ… И мерцание этой фольги под стеклом вызывало восторг более сильный, чем мерцание дорогих бриллиантов, которыми женщины украшают свою шею и руки.
Человек не должен иметь возможность удовлетворять любые свои потребности. Человеку должно в жизни многого не хватать. Он не устроен природой так, чтобы справляться с избытком. Он устроен так, чтобы справляться с недостатком. Тогда он имеет цель. На ее достижение он направляет свою волю и помыслы, надежды и мечты, он побеждает и празднует на дивном пиру победителей. И снова ставит цель, и снова преодолевает невзгоды, попутно протягивая руку помощи другим, которые тоже помогают ему, подставляя свое плечо.
Человек слаб перед искушениями. Поэтому в обществе потребления так много толстяков, поэтому никакая воля не в состоянии наложить на наши желания нерушимые запреты. Бешенство желаний заставляет человека рвать все оковы, все цепи, все поводки. В обществе голодных оно приводит к творчеству, радости и победе; в обществе сытых – к извращениям и дегенеративному образу жизни.
Сказки разных народов описывают поведение богача одинаково. Видимо, существует типаж с особой психологией. Сколько сказочных историй есть о богаче, у которого было все, и о бедняке, у которого оставалось немногое – жена, дочь, дом, красивый кувшин или выносливый конь. Богач всегда завидует тому, чего у него еще нет, даже если это последняя услада бедняка. Сказки рассказывают о том, как богач отнимает у бедняка его ценность, потому что не приучен смирять свои желания и стесняться в средствах. Он жаден, завистлив, коварен, безжалостен и скуп. Ради своей услады и выгоды он обманывает, грабит, убивает. Он не сожалеет ни о чем – наверное, умеет находить оправдания своим поступкам. Он злораден – любит посмеяться на проигравшим. Он считает, что «каждому – свое». По сути, у него только один изначальный дефект: он воспринимает других людей как предметы, которые обслуживают его желания.
Если вдруг случается аномалия, и появляется сытый, который этого дефекта лишен, то его действия предсказуемы. Он раздает свои деньги бедным и уходит из своих палат. За всю историю человечества было несколько таких людей, имена их известны наперечет.
Поэтому в Евангелии сказано: «Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное».
Психолог за чашечкой кофе
«Психологическая газета: Мы и Мир» (№12[186]2011)
Комментариев нет:
Отправить комментарий